Деловой Казахстан,
14 октября 2022 г.
«Помогайки». Держи карман шире… 393 просмотра
Страховые компании давно просили регуляторов сделать выплаты по «автогражданке» прозрачными. Для таких действий бизнес должен был получить доступ к государственным базам данных. Последние поправки в законодательство дают страховщикам это право. Почему от новшества выиграют потребители и СК, расскажем здесь.
Законодательство предписывает автовладельцам в обязательном порядке страховать свою ответственность за ущерб, причиненный жизни, здоровью и имуществу третьих лиц в результате дорожно-транспортного происшествия (ОГПО ВТС). Предусмотрено, что в случае ДТП страховая компания возместит пострадавшим ущерб:
вред имуществу одного потерпевшего – не более 600 МРП; увечье, травма или иное повреждение здоровья без установления инвалидности – не более 300 МРП; гибель каждого потерпевшего – единовременная выплата в размере 2000 МРП.
Сомнительная помощь
К сожалению, не все казахстанцы знают, что в случае смерти человека в результате ДТП его иждивенцы (как правило, это дети) имеют право на получение страховой выплаты. Родственники погибших редко обращаются в страховую компанию с таким заявлением.
Лица, которые предлагают посреднические услуги помощи в получении страховых выплат, на сленге страховщиков называются «помогайки». Они появились около 5-7 лет назад. В начале пути это были индивидуальные предприниматели.
«Однако на сегодняшний день это уже несколько юридических лиц, а также множество физических лиц, которые имеют рядом с собой пару помощников. На страховом рынке активно присутствуют «помогайки», среди которых есть те, кто устанавливает правоотношения с потерпевшими путем заключения договоров на оказание услуг с целью получения страховых выплат ими лично, в особенности по случаям смерти потерпевших. Скажем так, лица, оказывающие подобные услуги, делятся на два лагеря: те, кто специализируются на случаях со смертельным исходом, и те, которые специализируются на «железе», т.е. по ущербу транспортным средствам. Конечно же, в обоих лагерях есть персонажи, в действиях которых усматриваются мошеннические действия» - Ержан Ундыбаев, заместитель председатель правления СК «Коммеск-?мір»
На страже интересов клиентов
По сути, посредники, которые путем мотивирования сотрудников МВД получают информацию о произошедших ДТП со смертельным исходом, получают контакты родственников и потерпевших.
«Далее они предлагают свои услуги родственникам погибших и договариваются с ними за определенное вознаграждение (в некоторых случаях до 50% от суммы выплаты) собрать необходимый пакет документов для получения страховой выплаты. При этом получают от потерпевшей стороны доверенность на ведение дел в страховой компании» - Азамат Керимбаев, советник председателя правления СК Freedom Insurance
Таким образом, родственники погибшего в ДТП лица получают в качестве возмещения сумму денег гораздо меньшую, чем та, которую они получили бы, обратившись в страховую компанию напрямую, минуя услуги «помощников». При этом их деятельность можно считать абсолютно законной, поскольку услуги и размер комиссии посредника оформляются договором между потерпевшей стороной и «помогайкой».
Конечно, вопрос оплаты налогов под большим вопросом, так как это, по сути, предпринимательская деятельность. «Случаи привлечения к уголовной ответственности в нашей практике есть. Страховые компании стоят на страже интересов клиентов и в сотрудничестве с правоохранительными органами пресекают случаи страхового мошенничества. А это значит – деньги наших клиентов не утекут в карман преступникам. Возмещение получат люди, которые имеют на него законное право. Таким образом, реализуется социальная роль страхования», – уточняет Ержан Ундыбаев.
Иногда в договоре содержатся условия о штрафных санкциях в огромных суммах, на случай если клиент вдруг передумает пользоваться услугами такого «помощника», проконсультировавшись со страховой компанией.
«При разговоре с родственниками выясняется, что «помогайки» получают за свои услуги от 10 до 50% от суммы выплаты. К примеру, выплата по смерти составляет 2000 МРП, а это на сегодняшний день более 6 млн тенге. То есть 50% от суммы составляет более 3 млн тенге» - Азамат Керимбаев
Причем «помогайки» не ограничиваются одним видом страхования.
«Не только по ОГПО ВТС, но и по обязательному страхованию работника от несчастных случаев при исполнении трудовых (служебных) обязанностей, поскольку там при рисках ухода из жизни работника, утере трудоспособности суммы страховых выплат довольно существенны» - Ержан Ундыбаев
Изменения
АРРФР были внесены изменения в Закон «Об обязательном страховании ответственности автовладельцев», и теперь страховая компания обязана в случае ДТП со смертельным исходом принять меры по определению выгодоприобретателей погибшего лица с целью осуществления им страховой выплаты.
«Для этого планируется дать возможность страховым компаниям получать необходимые сведения от соответствующих государственных органов через механизм обмена данными. Таким образом, процедура поиска и определения иждивенцев погибшего лица будет обязанностью страховой компании. Страховые выплаты будут осуществляться страховыми организациями напрямую родственникам погибшего лица. Считаем, что при таком взаимодействии услуги «помощников» постепенно утратят свою актуальность»- Асель Амирбаева, директор департамента страхового рынка и актуарных расчетов Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка
В настоящий момент Государственное кредитное бюро проводит работы по интеграции единой страховой базы данных с государственными базами данных, для обеспечения возможности страховщикам получения данных сведений.
«Данное нововведение, на наш взгляд, позволит существенно сократить случаи привлечения в процесс получения выплат «помогаек». Все будет зависеть от оперативности и полноты размещения сведений в базе данных. По всей видимости, до конца 2022 года сервисы будут запущены» - Азамат Керимбаев
Как распознать «помогайку»
Страховщики говорят, что «помогайка» – это любой, кто предлагает посреднические услуги для получения страхового возмещения. Нет смысла перепоручать свои дела по страховым выплатам и доверять неизвестно кому. Подать документы на страховую выплату совсем несложно, сейчас уже нет необходимости приходить в офис, при возможности это можно сделать онлайн через сайт с прикреплением всех необходимых документов.
«На самом деле сроки осуществления страховых выплат строго регламентируются законом, страховщики их четко придерживаются и выполняют принятые на себя обязательства. Иначе со стороны регулятора будут применяться санкции вплоть до лишения лицензии на страховую деятельность. Внимательность, осторожность и благоразумие – лучшая защита от мошенников и аферистов» - Ержан Ундыбаев
Ирина ЛЕДОВСКИХ
Вся пресса за 14 октября 2022 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Выплаты, За рубежом
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
8 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 8 ноября 2024 г.
Мошенники выманивают деньги у нижегородцев под предлогом смены полиса ОМС
|
|
РИА Томск, 8 ноября 2024 г.
Эксперт: средняя выплата по ОСАГО превысила 90 тыс. руб. в Томской области
|
|
Медвестник, 8 ноября 2024 г.
В Ингушетии возбудили дело о нецелевом расходовании средств ОМС
|
|
atorus.ru, 8 ноября 2024 г.
В АТОР раскрыли, есть ли вспышка вируса Коксаки в Турции
|
|
ТАСС, 8 ноября 2024 г.
«Известия»: об окончании действия ОСАГО будут напоминать через Госуслуги
|
|
Сахалин и Курилы, 8 ноября 2024 г.
Число сахалинцев, которые застраховали имущество и бизнес, значительно выросло в 2024 году
|
|
Frank Media, 8 ноября 2024 г.
«Хоум банк» стал единственным акционером «Хоум кредит страхования»
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Страховщики Казахстана должны будут ежегодно отчитываться по результатам стресс-тестирования
|
|
Компания, 8 ноября 2024 г.
Россиянам напомнят об окончании срока ОСАГО через «Госуслуги»
|
|
ТВ-центр, 8 ноября 2024 г.
Госуслуги будут заранее напоминать об истечении ОСАГО
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
При менее 40% убыточности продукта страховщик в Казахстане должен будет пересмотреть тариф
|
|
Авторадио, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Рассмотрение жалоб клиентов страховщиков в Казахстане хотят ограничить 15 рабочими днями
|
|
Интерфакс, 8 ноября 2024 г.
ХКФ банк консолидировал все 100% «Хоум кредит страхования»
|
|
Восток-Медиа, Владивосток, 8 ноября 2024 г.
Защита жилья, бизнеса и автомобилей: что чаще всего страхуют жители Приморья
|
|
Ведомости, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
Известия, 8 ноября 2024 г.
Смена полисов: об окончании срока ОСАГО хотят напоминать через «Госуслуги»
|
 Остальные материалы за 8 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|